Skip to main content Skip to search

Документы

Положение о структурном подразделении
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в Университете
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Требования к монографиям включенным в издательский темплан СГУ
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Вопросы вступительных испытаний в аспирантуру
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Методические рекомендации по оформлению и размещению автореферата ВКР в ЭБС СГУ
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

18 марта 2024 года на факультете психологии СГУ отметили День Саратовской психологической школы

19 марта, 2024 - 11:45

18 марта 2024 года на факультете психологии СГУ отметили День Саратовской психологической школы

Университетские ученые связывают становление Саратовской психологической школы с деятельностью Августа Адольфовича Крогиуса - первого профессора психологии в Саратовском университете и заведующего первой в нашей истории кафедрой философии и психологии, созданной в 1919 году.

Август Адольфович Крогиус родился в Кишиневе 18 марта 1871 года. В 1900 году он поступил в Лейпцигский университет, где стажировался у Вильгельма Вундта в тогда первой и единственной в мире лаборатории экспериментальной психологии. Именно в те годы оформились академический интерес и методическая платформа А.А.Крогиуса на пересечении психофизиологии органов чувств и психологического эксперимента. Саратовский период профессиональной жизни А.А.Крогиуса начался с открытой лекции «Принцип индивидуальности в психологии», где были манифестированы базовые идеи психологического исследования. В дальнейшем Август Адольфович направил усилия на институциализацию психологической науки, и, прежде всего, формирование команды единомышленников, разделявших экспериментальные и психодиагностические установки. Его ученики, последователи и соратники, несмотря на трудные времена, увлеченно проводили полевые исследования в области клинической психологии, тифлопсихологии (психологии слепых), психофизиологии.

В пленарном докладе «Август Крогиус как последователь методической программы Вильгельма Вундта» Алла Леонидовна Южанинова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности СГУ раскрыла эпохальную роль А.А.Крогиуса в деле становления Саратовской психологической школы. Научная, теоретическая, методологическая преемственность и генетическое родство со школой Вундта пронизывало научную и профессиональную деятельность А.А.Крогиуса на этом этапе. Доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности Елена Владимировна Рягузова в докладе «Жизнь как шахматная партия: к биографии Николая Крогиуса» отметила династические проекции в работах основателя психологии шахмат, заведующего кафедрой психологии СГУ в 1978-1980 годы Н.В.Крогиуса. Рассматривая шахматы как вариант творческой деятельности, как искусство, когда шахматист творит шахматными образами, и как модель конфликта, противоборства, включающую психологическую дуэль, Николай Владимирович способствовал развитию психологической школы не как провинциальной структуры, а в системе отечественных и международных академических связей, интегрирующих научные традиции и инновации.

В дискуссии «Точки сборки Саратовской психологической школы» (модератор – доктор социологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Татьяна Ивановна Черняева) приняли участие выпускники и активные участники саратовских психологических проектов в разные годы – доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии СГМУ Е.А.Андриянова, доктор социологических наук, исследователь психологии В.С.Свечников (США), основатель собственного психологического центра, кандидат психологических наук М.В.Лысогорская, психолог–практик Н.Р.Суворова, преподаватели и студенты факультета психологии. Подводя итоги, Т.И.Черняева обратилась к идеям Н.М.Карамзина об истории как скрижали откровений и правил, завете предков потомству, дополнению, изъяснению настоящего и примеру будущего.