Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Документы

Положение о структурном подразделении
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в Университете
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Требования к монографиям включенным в издательский темплан СГУ
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Вопросы вступительных испытаний в аспирантуру
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Методические рекомендации по оформлению и размещению автореферата ВКР в ЭБС СГУ
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Целями освоения дисциплины «Методологические основы психологии» являются формирование у студентов:

-    методологической культуры психологического исследования;

- умения ориентироваться в системе методологических стандартов современной психологии;

-  понимать природу методологического знания  и  применять это знание в исследовательской работе;

-  учитывать проблемные аспекты методологического подхода, применяемого в своем исследовании.

 

Содержание дисциплины

1. Методология: сущность и структура.  Специфика методологии

психологии

      Определение методологии, ее уровни и функции. Понятия «методология», «метод», «методика». Основные методологические принципы отечественной психологии (принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, историзма, развития, активности, системности). Детерминизм и индетерминизм в психологическом познании. Понятие научной парадигмы (Т. Кун). Гуманитарная и естественно-научная парадигма в психологии. Парадигмы объяснения, понимания и преобразования (П.Н. Шихирев). Стратегии исследований (качественная и количественная).

      Влияние методологии на формирование научной картины мира. Системный подход и его принципы (Б.Ф. Ломов, А.А. Понукалин). Синергетика как развитие системного подхода и ее принципы (Г. Хакен, И. Пригожин, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов). Основные постмодернисткие принципы научного познания (радикальная плюральность, отказ от конфликта бинарных оппозиций, принципиальный/когнитивный релятивизм, неоархаика).

       Особенности психологического знания. Ненаучное психологическое знание и  научное психологическое знание. Первые научные парадигмы в психологии. Методологический плюрализм в психологии. Методологические подходы в психологии  в работах Г.М. Андреевой, Т.В. Корниловой и С.Д. Смирнова.

 

2.  Проблемное поле психологии: основные  методологические проблемы и их типология

Проблема объекта и предмета. Изучение психики и ее механизмов (сознание, бессознательное, поведение, когнитивные процессы, интеракции, дискурс). Методологические индивидуализм, холизм и системный подход (М. Бунге).

Проблема метода. Качественные исследования в психологии. Методы качественных исследований в психологии. Количественные исследования в психологии. Методы количественных исследований в психологии.

Проблема методологического стандарта. Позитивистский методологический стандарт. Гуманистический методологический стандарт. Проблема междисциплинарных исследований в психологии.

Проблема построения общей теории. Опыт построения общей теории в социальной психологии (этогенический подход Р. Харре).

Этическая проблема   в психологии (Р. Харре). Признаки «биополитики» (М. Фуко) в современной психологии и феномен «голой жизни» (Дж. Агамбен). Трансгуманизм как новая проблема  психологии.

Проблема поиска новой парадигмы.

3. Постсовременная методологическая проблематика современной психологии

Постмодерн  как актуальная культурная ситуация. Постмодерные  проявления в науке, культуре, экономике и психологии. Постмодернизм как теоретическая рефлексия культурной ситуации. Строгий социальный конструкционизм  К. Гергена.  Контекстуальный конструкционизм (Т. Сарбин, М. Андерсен, Р. Харре). Конструктивизм (Ж. Пиаже, Дж. Келли). Методы постмодернистской психологии и психотерапии.

4. Ордерная методология социально-психологического исследования как модель решения этической проблемы

         Порядок и этика (Г. Бейтсон, П.А. Флоренский).  Этическая методология научного исследования в гуманитаристике (прозаика Г. Морсона, К. Эмерсон). Ордерная методология как вид этической методологии социально - психологического изучения феномена культуры. Этические модели культуры, человека и научного познания.  Принципы ордерной методологии (принцип примата этического фактора в человеческой психике; принцип этики как повседневной практики человека и глубинного механизма принятия решений; принцип этического регулирования социального/управленческого взаимодействия; принцип этического базиса социально-психологического порядка культуры как системы этических смыслов; принцип порядка как генерируемого этикой состояния постижимости социально-психологической реальности, поддающегося изменению). Моделирование как ведущий метод исследования в ордерном подходе. Типы моделей и основные этапы построения моделей (М. Вартофски).

5. Модели решения методологических проблем в психологии

Проблема объекта и предмета: практическое применение  методологической шкалы М. Бунге.

Проблема метода: дизайн эксперимента Э. Торсруда и его результаты.

Проблема методологического стандарта: доказательство правоты П. Фейерабенда  в работах  К. Гергена.

Проблема построения общей теории: деятельностный подход А.Н. Леонтьева и этогенический подход Р. Харре.

Этическая проблема: ордерный подход к изучению и изменению культуры организаций (этико-смысловое программирование  в ордерных проектах и проблема «программиста»).

Проблема новой парадигмы: эмансипирующая парадигма П. Ван Стрина.  

 6. Актуальные методологические дискуссии в  психологии

Западноевропейский «бунт» (1972): проблема контекста исследования. Проблема ценностей как регуляторов исследования. Проблема отношений теоретической и прикладной науки. Дискуссия об этнометодологии Г. Гарфинкеля. Дискуссия о духовно-психическом потенциале личности (Б.Д. Парыгин). Методологический (эпистемологический) анархизм П. Фейерабенда и  методологические перспективы  психологии.