Целями освоения дисциплины «Методологические основы психологии» являются формирование у студентов:
- методологической культуры психологического исследования;
- умения ориентироваться в системе методологических стандартов современной психологии;
- понимать природу методологического знания и применять это знание в исследовательской работе;
- учитывать проблемные аспекты методологического подхода, применяемого в своем исследовании.
Содержание дисциплины
1. Методология: сущность и структура. Специфика методологии
психологии
Определение методологии, ее уровни и функции. Понятия «методология», «метод», «методика». Основные методологические принципы отечественной психологии (принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, историзма, развития, активности, системности). Детерминизм и индетерминизм в психологическом познании. Понятие научной парадигмы (Т. Кун). Гуманитарная и естественно-научная парадигма в психологии. Парадигмы объяснения, понимания и преобразования (П.Н. Шихирев). Стратегии исследований (качественная и количественная).
Влияние методологии на формирование научной картины мира. Системный подход и его принципы (Б.Ф. Ломов, А.А. Понукалин). Синергетика как развитие системного подхода и ее принципы (Г. Хакен, И. Пригожин, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов). Основные постмодернисткие принципы научного познания (радикальная плюральность, отказ от конфликта бинарных оппозиций, принципиальный/когнитивный релятивизм, неоархаика).
Особенности психологического знания. Ненаучное психологическое знание и научное психологическое знание. Первые научные парадигмы в психологии. Методологический плюрализм в психологии. Методологические подходы в психологии в работах Г.М. Андреевой, Т.В. Корниловой и С.Д. Смирнова.
2. Проблемное поле психологии: основные методологические проблемы и их типология
Проблема объекта и предмета. Изучение психики и ее механизмов (сознание, бессознательное, поведение, когнитивные процессы, интеракции, дискурс). Методологические индивидуализм, холизм и системный подход (М. Бунге).
Проблема метода. Качественные исследования в психологии. Методы качественных исследований в психологии. Количественные исследования в психологии. Методы количественных исследований в психологии.
Проблема методологического стандарта. Позитивистский методологический стандарт. Гуманистический методологический стандарт. Проблема междисциплинарных исследований в психологии.
Проблема построения общей теории. Опыт построения общей теории в социальной психологии (этогенический подход Р. Харре).
Этическая проблема в психологии (Р. Харре). Признаки «биополитики» (М. Фуко) в современной психологии и феномен «голой жизни» (Дж. Агамбен). Трансгуманизм как новая проблема психологии.
Проблема поиска новой парадигмы.
3. Постсовременная методологическая проблематика современной психологии
Постмодерн как актуальная культурная ситуация. Постмодерные проявления в науке, культуре, экономике и психологии. Постмодернизм как теоретическая рефлексия культурной ситуации. Строгий социальный конструкционизм К. Гергена. Контекстуальный конструкционизм (Т. Сарбин, М. Андерсен, Р. Харре). Конструктивизм (Ж. Пиаже, Дж. Келли). Методы постмодернистской психологии и психотерапии.
4. Ордерная методология социально-психологического исследования как модель решения этической проблемы
Порядок и этика (Г. Бейтсон, П.А. Флоренский). Этическая методология научного исследования в гуманитаристике (прозаика Г. Морсона, К. Эмерсон). Ордерная методология как вид этической методологии социально - психологического изучения феномена культуры. Этические модели культуры, человека и научного познания. Принципы ордерной методологии (принцип примата этического фактора в человеческой психике; принцип этики как повседневной практики человека и глубинного механизма принятия решений; принцип этического регулирования социального/управленческого взаимодействия; принцип этического базиса социально-психологического порядка культуры как системы этических смыслов; принцип порядка как генерируемого этикой состояния постижимости социально-психологической реальности, поддающегося изменению). Моделирование как ведущий метод исследования в ордерном подходе. Типы моделей и основные этапы построения моделей (М. Вартофски).
5. Модели решения методологических проблем в психологии
Проблема объекта и предмета: практическое применение методологической шкалы М. Бунге.
Проблема метода: дизайн эксперимента Э. Торсруда и его результаты.
Проблема методологического стандарта: доказательство правоты П. Фейерабенда в работах К. Гергена.
Проблема построения общей теории: деятельностный подход А.Н. Леонтьева и этогенический подход Р. Харре.
Этическая проблема: ордерный подход к изучению и изменению культуры организаций (этико-смысловое программирование в ордерных проектах и проблема «программиста»).
Проблема новой парадигмы: эмансипирующая парадигма П. Ван Стрина.
6. Актуальные методологические дискуссии в психологии
Западноевропейский «бунт» (1972): проблема контекста исследования. Проблема ценностей как регуляторов исследования. Проблема отношений теоретической и прикладной науки. Дискуссия об этнометодологии Г. Гарфинкеля. Дискуссия о духовно-психическом потенциале личности (Б.Д. Парыгин). Методологический (эпистемологический) анархизм П. Фейерабенда и методологические перспективы психологии.





