Skip to main content Skip to search

Соловьева
Ольга
Васильевна

Доцент
Образование: 
Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2001 г., Специальное (дефектологическое) образование
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат социологических наук, 2008 г.
Учёное звание: 
доцент
Научные интересы: 
Проблемы обучения
Проблемы воспитания
Проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей и детей сирот
Общий стаж: 
35 лет
Стаж по специальности: 
22 года
Работа в университете: 
Ассистент, Кафедра дефектологии, с 2002 по 2006
Старший преподаватель, Кафедра коррекционной педагогики, с 2006 по 2008
Ответственный за социально-воспитательную работу, Факультета коррекционной педагогики и специальной психологии по социально-воспитательной работе, с 2006 по 2010
Трудовая биография: 

С 1989  по 1993   – мастер-воспитатель в ПУ № 16 г.Саратова.

С 1993  по 1996   – мастер-воспитатель в ПУ № 14 г.Саратова.

С 1996  по 1998   – социальный педагог в ПУ №14 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в умственном развитии г. Саратова.

С 1998 по 2002 -  заместителем директора по учебно-воспитательной работе Профессионального училища №14 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в умственном развитии г. Саратова.

Биографический текст: 

Образование:

  • 1996-2001: Педагогический институт Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского по специальности «олигофренопедагогика».

Области специализации - обучение, воспитание, социальная адаптация умственно отсталых детей и детей-сирот. 

 

 

Преподаваемые дисциплины: 
Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта Методика преподавания ручного труда (специальная) Методика преподавания изобразительной деятельности (специальная) Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии
Основные научные публикации: 

Соловьева О.В., Зима Ю. Психолого-педагогическая помощь семьям инсультных больных в условиях стационара неврологического отделения// Научное обозрение: гуманитарные исследования № 11, 2015 г.

Соловьева О.В., Артамонова А.Е., ф-т ППиСО, 2 к., 292 гр. Организация доступной среды в высших учебных заведениях г. Саратова / Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Сборник научных статей. /под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Л.В. Шиповой, М.Д. Коноваловой – М.: Издательство «Перо», 2016. С. 694-702 [Электронное издание] ISBN 978-5-906883-03-2. 

Соловьева О.В., Артамонова А.Е., ф-т ППиСО, 2 к., 292 гр. Организация доступной среды в высших учебных заведениях г. Саратова / Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Сборник научных статей. /под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Л.В. Шиповой, М.Д. Коноваловой – М.: Издательство «Перо», 2016. – 728 с. С. 694-702 [Электронное издание] ISBN 978-5-906883-03-2. Научный руководитель – доц. Соловьева О.В.

Артамонова А.Е., ф-т ППиСО, 1 к., 192 гр. Организация доступной среды для лиц с нарушением зрения в высших учебных заведениях // Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии: материалы III Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Казань, 25 мая 2016) / под ред. А.И. Ахметзяновой. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 19-22. ISBN 978-5-00019-623-6. Научный руководитель - доц. Соловьева О.В.

Соловьева О.В. Профессиональное самоопределение и жизненные планы подростков / Инновации и педагогическое творчество в образовании:Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, Ю.В. Селивановой, В.О. Скворцовой. Саратов: ИЦ «Наука», 2016.  С. 172-176. ISBN 978-5-9999-2732-3

Селиванова Ю.В., Щетинина Е.Б., Соловьева О.В. Готовность детей с комплексным дефектом к школьному обучению // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 2. С. 186-190.

Соловьева О.В. Половое воспитание старшеклассников с нарушением интеллекта // Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 18 февраля 2017 года / Под ред. Е.Г. Речицкой; Московский педагогический государственный университет [Электронное издание]. М.: МПГУ, 2017. С. 157-161. ISBN 978-5-4263-0487-1

Соловьева О.В., Байбулатова О.В. Готовность педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования / Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 15-16 марта 2018) / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Н.Н. Саяпина. М.: Издательство «Перо», 2018. С. 336-342. [Электронное издание]. ISBN 978-5-00122-644-4.

Соловьева О.В., Скребцова Е.А., студент ф-та ППиСО, 4 к., 491гр. Особенности проведения семейного досуга для детей с умственной отсталостью / Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018. Сборник научных статей. /под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивановой, М.Д. Коноваловой. – М.: Издательство «Перо», 2018. С. 363-369. ISBN 978-5-00122-696-3

Соловьева О.В. Методика обучения изобразительной деятельности и ручному труду (специальная): Учебно-методическое пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. 124 с. ISBN 978-5-9999-3264-8

Соловьева О.В. Основы семейного воспитания детей с нарушениями развития: Учебно-методическое пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. 74 с. ISBN 978-5-9999-3259-4

Селиванова Ю.В., Соловьева О.В. Психолого-педагогические технологии работы с обучающимися, имеющими задержку психического развития: Учебно-методическое пособие. Саратов: ИЦ «Наука». 2019. 104 с. ISBN 978-5-9999-3279-2

Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 1. Основы сурдопедагогики: Учебное пособие / Сост. Е.Н. Горина, О.В. Соловьева, О.И. Суслова. Саратов: ИЦ «Наука». 2019. ISBN 978-5-9999-3276-1

Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 2. Организация образования в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ: Учебное пособие / Сост. Е.Н. Горина, О.В. Соловьева, О.И. Суслова. Саратов: ИЦ «Наука». 2019. ISBN 978-5-9999-3277-8

Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 3. Организация коррекционно-развивающей работы: Учебное пособие / Сост. Е.Н. Горина, О.В. Соловьева, О.И. Суслова. Саратов: ИЦ «Наука». 2019. ISBN 978-5-9999-3278-5

Соловьева О.В., Сиводина Ю.С., студент ф-та ППиСО, 2 к., 293 гр. Особенности взаимодействия сурдопедагога с семьёй ребенка после кохлеарной имплантации // Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: Р.М. Шамионов (гл. ред), М.А. Кленова [и др.]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, Факультет психолого-педагогического и специального образования, 2019. Вып. 27. 420 с. С. 290-296. ISSN 2658-5812

Соловьева О.В., Скребцова Е.А. Подготовка подростков с умственной отсталостью к самостоятельной семейной жизни // Вопросы педагогики. 2020. № 3-2. С.204-207. ISSN: 2518-1793

Сорокина М.А. Соловьева О.В. Работа педагога-дефектолога с семьей ребенка с овз, как фактор эффективности коррекционной работы // Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей / редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. Саратов: Саратовский университет, 2020. Вып. 3: материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» 15–16 октября 2020 г., г. Саратов. 742 с. С. 260-267. ISSN: 2712-8296 (Online)

Соловьева О.В., Шувалова А.С. Влияние изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей / редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. Саратов: Саратовский университет, 2020. Вып. 3: материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» 15–16 октября 2020 г., г. Саратов. 742 с. С. 267-274. ISSN: 2712-8296 (Online)

 

Участие и организация конференций: 
VIII Восточно-европейская научная конференция ICEVI-Europe, Саратов, 2018 г.
Региональный научно-практический семинар «Инновационные подходы и педагогическое творчество в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья», Саратов, 2013 г.
Образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования». Педагогический гайд-парк , Саратов, 2013 г.
Региональная научно-практическая конференция «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья» , 2013 г.
Итоговая научно-методическая конференция преподавателей факультета психолого-педагогического и специального образования , Саратов, 2013 г.
Научно-практическая конференция «Современные проблемы и перспективы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», , Саратов, 2013 г., статус участия - Организатор.
Повышение квалификации: 
Профессиональная переподготовка по программе «Сурдопедагогика» (1040 часов), дата выдачи документа 15 апреля 2017 г., диплом о профессиональной переподготовке № 259, ФГАОУ ДПО АПК и ППРО г. Москва, 2017 г.
Обучающий семинар «Использование электронной информационно-образовательной среды СГУ в образовательном процессе», СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2016 г.
«Профессиональные риски преподавателя в современной высшей школе», 108 часов, ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», Саратов, 2016 г.
Коррекционная педагогика в Германии, г. Дюссельдорф, Германия, 2012 г.
Развитие профессиональных компетенций преподавателей в условиях системных изменений в высшем образовании, ИДПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2020 г.
Ролевой репертуар современного педагога: коуч, ментор, тьютор, эдвайзер, фасилитатор", , ИДПО ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского",, 2023 г.