Александрова
Екатерина
Александровна
Учитель химии средней школы № 42 г. Саратова
Освобожденный классный воспитатель гимназии 1 г. Саратова.
Зам. директора Саратовского педагогического колледжа.
Главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО (г. Москва).
Главный научный сотрудник ФГНУ "Институт развития детства, семьи и воспитания РАО" (г.. Москва).
Екатерина Александровна Александрова, 1965 г. рождения, в 1987 году с отличием закончила Саратовский государственный педагогический институт им. К.А. Федина.
Екатерина Александровна работала учителем химии в гимназии № 42, куратором в гимназии № 1 г. Саратова, заместителем директора по учебной работе в Саратовском педагогическом колледже, в Педагогическом институте в должности ассистента (1995 г), доцента (1999 г.), в СГУ в должности профессора и заведующей кафедрой методологии образования.
По инициативе и непосредственном участии Екатерины Александровны при кафедре была создана Лаборатория продуктивного образования, в рамках деятельности которой возникли такие глобальные для Саратовской области образовательные проекты как ежегодная Международная конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере» (2004-2015 гг., на базе Лицея-интерната естественных наук при СГАУ), ежегодный Областной конкурс студенческих проектов «Навстречу профессии» (на базе ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова»).
В 2013 г. Е.А. Александрова явилась инициатором организации и проведения в СГУ Недели педагогического образования как ежегодного педагогического форума студентов, преподавателей, педагогов школ и учреждений дополнительного образования. Мероприятия Недели отличаются диалогичностью, предоставляют возможность познакомиться с различными подходами к образованию, пользуются все возрастающей популярностью не только в СГУ, но и за его пределами.
Е.А. Александрова регулярно читает лекции, проводит семинары и мастер-классы в качестве ведущего Всероссийского марафона учебных предметов (2014), Всероссийских Недель школьной психологии (2006 – 2016); Ведущего Всероссийских Педагогических мастерских (2008 – по 2016), проекта «Перекрестков педагогики и психологии» (2009 – по настоящее время), а также сотрудничая с институтами развития образования гг. Ульяновска, Красноярска, Уральска, Инстутом семейного воспитания г. Нур-султан (Казахстан), Минска (Белоруссия), университетом г. Граде Кралове (Чешская республика).
Во многом благодаря научным трудам и лекциям Е.А. Александровой в Саратовской области в практике образования распространились такие педагогические концепции, как концепция педагогической поддержки и, впоследствии, концепция тьюторской деятельности.
Как результат, в Саратовской области создана тьюторская ассоциация, вступившая в Межрегиональную тьюторскую ассоциацию (http://thetutor.ru/region/Saratov). Екатерина Александровна является одним из ее координаторов, наряду с выпускников магистерской программы кафедры методологии образования Д.А. Логиновым.
Научная деятельность Е.А. Александровой не раз была поддержана грантами РГНФ и РФФИ. Под ее руководством Александровой Е.А. были защищены 24 кандидатские диссертации и 1 докторская диссертация, направленность которых позволяет судить о формировании определенной научной школы «Педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве».
Научные и научно-методические труды Е.А. Александровой (более 250 работ, посвященных вопросам становления воспитательных систем, работе классного руководителя, тьютора, индивидуальным образовательным траекториям) известны далеко за пределами Саратовской области. Книги и статьи Екатерины Александровны печатаются в таких известных центральных издательствах, как «Народное образование», «Первое сентября», «Сентябрь» и др.
Е.А. Александрова активно сотрудничает со СМИ, являясь заместителем главного редактора журналов «Известия СГУ. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития», а также членом редакционной коллегии журнала «Гуманитарные науки и образование», «Научный потенциал регионов на службу модернизации» и др.
Научная работа Е.А. Александровой заключается и в том, что она является председателем диссертационного совета 24.2.392.05 в ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (специальности 5.8.1 и 5.8.7); членом диссертационного совета Д.212.243.14 при ФГОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» (специальности 19.00.05 и 19.00.07), членом диссертационного совета «НИ ТГУ.5.8.02» при НУ "Томский государственный университет".
Образование:
- 1982-1987: Факультет естествознания Государственного педагогического института им. К.А. Федина (с присуждением квалификации «учитель химии и биологии»);
- 1993-1996: аспирант заочной формы обучения Института педагогических инноваций РАО (г. Москва);
- 2022. Обучение в Институте дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» по программе «Инклюзивные практики в образовании» (Саратов, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», с 28.02.2022 по 20.05.2020, удостоверение о повышении квалификации № 180002872511)
- 2022. Обучение в ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет». по программе "Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций" (ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», 144 академ. часа, удостоверение о повышении квалификации регистрационный номер 22627/04, 22.09.2022-28.11.2022).
- 2021. Обучение в Университете Иннополис по программе "Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин" (Иннополис, 144 академ. часа, удостоверение о повышении квалификации 160300005346 от 24.05.2021 г. , регистрационный номер 21У150-03646).
- 2020. Обучение в Институте дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» по программе «Деятельностная педагогика в профессиональном образовании» (Саратов, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», с 20.02.2020 по 10.06.2020, удостоверение о повышении квалификации № 180001607962)
- 2019. Обучение в Институте дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» по программе «Использование электронной информационно-образовательной среды и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вуза» (Саратов, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», с 16.09.2019 по 16.12.2019, удостоверение о повышении квалификации № 180000275605)
- 2017. Программа «Социокультурные факторы и проблемы современного образования» (Саратов, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», с 27.02.2017 по 22.05.2017, удостоверение о повышении квалификации № 180000129893)
- 2015. Программа повышения квалификации "Система высшего образования в Чешской республике" в рамках стажировки в Университет Градец Кралове Чешской республики.
- 2014. Программа повышения квалификации «Система высшего образования в Германии» в рамках стажировки в Международный центр образования и научной информации г. Дюссельдорф, Германия.
- 2010-2014: Ежегодные краткосрочные курсы повышения квалификации при Педагогическом
- университете «Первое сентября»: «Профессиональные психолого-педагогические компетенции педагогов и психологов как условие реализации новых образовательных стандартов» и др .
- 2009: Краткосрочные курсы повышения квалификации при Педагогическом университете «Первое сентября»: «Методологические и технологические аспекты профессионального самоопределения психолога в системе российского образования»;
- 2009: Институт дополнительного профессионального образования СГУ: курсы повышения квалификации по программе «Современные педагогические технологии»;
Работа в СМИ:
2001 – 2015: зам. главного редактора научного сборника «Новые ценности образования» (https://www.newedvalues.ru/).
2002 – 2015: член редакционной коллегии журнала «Директор школы» .
2009-2010: член редакционной коллегии газеты «Классное руководство и воспитание».
2009-2011: зам. главного редактора журнала «Ученые записки Педагогического института».
2011 – по наст. время: зам. главного редактора журнала «Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития» (https://akmepsy.sgu.ru/ru/redakcionnaya-kollegiya).
2013 – 2018: зам. главного редактора журнала «Научное обозрение: гуманитарные исследования».
2013 – по наст. время: член редакционной коллегии журнала «Гуманитарные науки и образование» (http://he.mordgpi.ru/?page_id=11);
2013 – по наст. время: член редакционной коллегии журнала «Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология» (https://vektornaukipedagogika.ru/index.php/Ped/about/editorialTeam).
2014 – по наст. время: член редакционной коллегии журнала «Социально-гуманитарный вестник Прикаспия» (https://elibrary.ru/title_about.asp?id=53742).
2015 – по наст. время: зам. главного редактора журнала Института направленного профессионального образования: «Азимут научных исследования: педагогика и психологи» (https://anipp.ru/redaktsionnaya-kollegiya/); член редакционной коллегии журналов «Балтийский гуманитарный журнал» (https://bg-mag.ru/redaktsionnaya-kollegiya/), «Карельский научный журнал» (https://kn-mag.ru/redaktsionnaya-kollegiya/), «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика» (https://phpp.sgu.ru/ru/redakcionnaya-kollegiya).
2018 - член редколлегии журнала "Сибирский педагогический журнал" (http://sp-journal.ru/redkollegiya-i-redsovet)
2018 - член редколлегии журнала "Вестник Православного Свято-Тихоновского государственного университета" (https://periodical.pstgu.ru/ru/series/redkollegia/4)
2019 - главный редактор научного сборника "Гуманизация образовательного пространства" (продолжающееся издание, режим доступа: https://sgu.ru/node/138970); член ред.коллегии журнала "Поволжский педагогический поиск" (http://journal-ppp.ulspu.ru/?page_id=103)
2019 - член редколлегии журнала "Известия Воронежского государственного педагогического университета" (http://izvestia.vspu.ac.ru/redakcia.html).
2020. член редколлегии журнала "Педагогический журнал Башкоркостана" (https://elibrary.ru/title_about_new.asp?id=27999).
2021 - член редколлегии журнала "Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия "Педагогика и психология" (https://pedpsyjournal.mgpu.ru/redakczionnaya-kollegiya-2/).
2023 - член редакционной коллегии журнала "Современное образование и общество" (https://www.herzen.spb.ru/nauka/nauchnye-periodicheskie-izdaniya/sovreme...)
Читаемые курсы:
- Педагогика.
- Управление воспитательной системой
- Методология и методы научного иследования
- Управление инновационными проектами в образовательной организации.
- Экспертиза и проектирование развития образовательной среды и пространства.
- Общая педагогика, история педагогики и образования
- Методология научного педагогического исследования
- Профессиональная психодидактика
- Проектирование профессионального самообразования и личностного роста
Участие в педагогических и псхолого-педагогических проектах:
- 2021: цикл лекций в рамках совместной реализации государственной программы Республики Беларусь «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы (договор ФГБОУ ВО "СГУ имени Н.Г. Чернышевского" с УО "Барановичский государственный университет"), г.Барановичи, республика Белорусь, Барановичский государственный университет, 14-18 ноября 2021 г.
- 2021: член всероссийской рабочей группы по обеспечению разработки и внедрения рабочих программ воспитания обучающихся в образовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
- 2020: член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (протокол № 8 от 22.09.2020).
- 2020: член Координационного совета психологической службы в системе образования Саратовской области.
- 2002 – 2010: Организатор и руководитель Лаборатории продуктивного образования;
- 2020: участник проекта "Как воспитать успешного ребенка" Международной онлайн школы для родителей «София» Института семейного воспитания г. Нур-Султан, Казахстан (проект С.Л. Евдокимовой) https://sofiaonline.ru/
- 2019: Федеральный эксперт Всероссийского проекта по апробации Программы воспитания РФ Института стратегий развития образования РАО по заданию Министерства просвещения РФ.(проект лаборатории проф. Н.Л. Селивановой) http://form.instrao.ru/
- 2019: ведущий проекта "Счастливая семья" Института семейного воспитания г. Нур-Султан, Казахстан (проект С.Л. Евдокимовой)
- 2014 - по наст. время: Научно-образовательный Фестиваль "Неделя педагогического образования в СГУ"
- 2008 – 2014: Ведущий Всероссийских Педагогических мастерских (проект М.Р. Битяновой).
- 2006 – 2014: Ведущий Всероссийских Недель школьной психологии (проект М.Р. Битяновой).
Участие в работе диссертационных советов:
24.2.392.05 при ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского» (председатель совета);
Д.212.243.14 при ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского» (член совета);
НИ ТГУ 5.8.02 при Научном исследовательском Томском государственном университете (член совета).
Координационное взаимодействие с образовательными организацями:
- г. Москва: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов); ГЭП «Молодежная политика средствами образования – пространство социального действия молодежи» в ГОУ ЦДТ «Созвездие» ЗОУО ДО; ГОУ ЦДТ «Созвездие»; Комплекс школа-детский сад «Путь зерна» ЮЗОУО ДО
- г. Тюмень: Гимназия Российской культуры
- г. Саратов: МОУ СОШ № 56 г. Саратова); МОУ «Медико-биологический лицей»; Детский сад № 101 "Жар-птица" г. Саратов;Гимназия № 2, Гимназия № 1.
- г. Вольск: Вольский педагогически коллед имени П.Ф. Панферова.
-
Чешская республика, г. Градец Кралове, университет Градец Кралове (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов)
-
Республика Казахстан ЧВПОУ «Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет» (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов)
-
Республика Беларусь УО «Барановичский государственный университет» (форма сотрудничества: организация стажировок, реализация программ академической мобильности преподавателей и студентов)
(2024)
Александрова Е. А., Шустова Л. П., Данилов С. В. IV Всероссийская (c международным участием) научно-практическая конференция «Новое поколение профессионалов в образовании: воспитание на основе интеграции ценностей»: обзор проблемного поля //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Вып 1. (49). С. 91-97.
(2019-2023):
Александрова Е.А. Новые форматы подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями школьников и дошкольников //Сибирский педагогический журнал. 2023. № 6. С. 52-59. ISSN 1813-4718
- Александрова Е.А., Алваш А.Ф. Реальность использования смешанного обучения в учебных программах обучения на среднем уровне //Поволжский педагогический поиск. 2023. № 1 (43). С. 33-39. ISSN: 2307-1052 https://elibrary.ru/download/elibrary_52691047_26860940.pdf
- Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Фирсова Т.Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1(18). С. 148-166. ISSN: 2658-428X
- Александрова Е.А., Дмитриев Д.В. Критерии, показатели и диагностические методики оценки уровня становления нравственного сознания курсантов войск национальной гвардии // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 3(24). С.123-132. eISSN: 2587-7402
- Александрова Е.А., Перминов А.М. Проблемы моделирования воспитательной деятельности куратора подразделения в военном вузе// Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 3(24). С.114-131. eISSN: 2587-7402
- Александрова Е.А. Новые форматы подготовки будущего и молодого педагога к профессиональной деятельности // В сборнике: Мировые тенденции и перспективы становления теории и практики развития педагога и наставничества. сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2023. С. 16.
- Александрова Е.А., Дмитриева О.И., Кабанова М.И., Раева А. Самоопределение в культуре как результат эмоционального проживания ситуаций ценностного выбора на основе личностного потенциала// Сибирский педагогический журнал. 2022. № 6. C. 7-18. ISSN: 1813-4718 https://elibrary.ru/download/elibrary_50348044_72932107.pdf (К1)
- Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как культурно-педагогическая практика: история понятия, тактики и стратегии [Электронный ресурс] / Е. А. Александрова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2023. - N 210. - С. 117-123.
Александрова Е.А. Размышления о процессе проектирования примерной программы воспитания РФ в общеобразовательных организациях//Народное образование. 2022. № 5. С. 153-160 (К2)
Александрова Е.А. Форматы педагогического сопровождения в цифровой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 2. С.30-44. https://elibrary.ru/download/elibrary_48408832_69078652.pdf (К1)
Александрова Е.А. Принципы и логика организации разновозрастного воспитательного события // Воспитание школьников. 2022. № 1. С. 34-43. https://elibrary.ru/item.asp?id=48656044 (К2)
Александрова Е.А. Векторы модернизации воспитывающей деятельности // Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка : XX Международные Лихачевские научные чтения, 9–10 июня 2022 г. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2022. – С. 469-472. https://www.lihachev.ru/images/2022/chten/xx-lihachevskie-chteniya-2022.pdf
Александрова Е.А., Вачков И.В. Многоголосье психологии и педагогики (рецензия на книгу Полякова С.Д. «Орбиты и пространства. Психология и педагогика: Идеи, люди, образы. Часть первая. Идеи и практики. Часть вторая. Люди и образы»)// Поволжский педагогический поиск. 2022. № 1 (39). С. 81-85.https://elibrary.ru/download/elibrary_48311400_76195046.pdf
Александрова Е.А., Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А., Таньчева И.В Особенности современного семейного воспитания в России: ожидания и перспективы //Человек и образование. 2021. № 1 (66). С. 76-84. https://elibrary.ru/download/elibrary_45795427_29669320.pdf (К2)
Педагогические аспекты формирования языковой составляющей социальной ответственности обучающихся // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute. 2020. С. 3543-3554. DOI: 10.15405/epsbs(2357-1330).2020.10.5 https://elibrary.ru/item.asp?id=44214774
- Александрова Е.А., Григорьева М.В., Селиванова Ю.В., Плешкевич Е.А. Гуманизация образовательной среды. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 160 с.
- Александрова Е.А., Вачков И.В., Вачкова С.Н., Глебова З.В., Данилов С.В., Дуброва Т.И., Зарубина В.В., Кузнецова Н.И., Лукьянова М.И., Ляшевская Н.В., Мальцева А.П., Нагимова Н.И., Петренко Е.Л., Шакурова М.В., Поляков С.Д., Фахретдинова М.А., Шустова Л.П., Щербаков А.В. Теория и практика сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в условиях университетского комплекса. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 224 с.
- Александрова Е.А., Корчагин В.Н. Культурные практики детства ка условие развития образовательного пространства. Саратов: ИЦ "Наука", 2018 - 178 с.
- Александрова Е.А., Кузнецова К.С. Как формировать эмоциональный интеллект? М.: Сентябрь, 2018. 160 с. ISBN 978-5-88753-186-1 http://shop.direktor.ru/product.htm?id=1273
- Александрова Е.А. Методологические основы организации активного усвоения профессионально значимых знаний будущими педагогами в процессе их воспитания и обучения // Методология педагогики : монография / Е.А. Александрова, Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережнова [ и др.] ; под общ. ред. В.Г. Рындак. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 248-269. ISBN 978-5-16-0129471 режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29942061
- Александрова Е.А., Богачева Е.А. Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе. – М.: Сентябрь, 2015. – 208 с.
- Александрова Е.А., Кожакина С.О. Становление социальной успешности подростка в воспитательной деятельности школы. М.: Сентябрь, 2015. – 176 с.
- Александрова Е.А., Носов А.Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни детей в школе. М.: Сентябрь, 2015. – 176 с.
- Методология культурных практик самостоятельной работы / Александрова Е.А., Могилевич Б.Г., Базылева Р.М. и др.Организация самостоятельной работы студентов. Коллективная монография. - Саратов: Изд-во "Техно-Декор", 2015. - 200 с.http://elibrary.ru/item.asp?id=25401156
- Скрипай А.А., Александрова Е.А., Варламов Д.И., Шаш Н.Н. и др. Развитие образовательного пространства художественного вуза: монография / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова.
- – Москва: Экшэн, 2008. –174 с.
- Александрова Е.А., Андреева Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2013. – 160 с. Тираж 500 экз.
- Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.
- Александрова Е.А. Содержание и формы деятельности классного воспитателя. М.: Сентябрь, 2009. – 160 с.
- Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. Саратов: Изд-во СГУ, 2003. 200 с.http://elibrary.ru/item.asp?id=19883332
- Александрова Е.А., Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 450 с. (авторских 220 с.). http://elibrary.ru/item.asp?id=19879896
- Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как деятельность / Педагогическая поддержка детей в образовании. Учебное пособие. Под ред. Н.Б.Крыловой. М.: Академия, 2006. 340 с. (авторских 40 с.) http://elibrary.ru/item.asp?id=19977684
- Александрова Е.А., Крылова Н.Б. Как организовать индивидуальное образование в школе? (теория и практика) М.: Сентябрь, 2005. 206 с. (авторских 103 с.).
- Александрова Е.А. Свобода как условие эффективности педагогического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий / Самсонов В.Б., Колисник И.И., Лысенко Е.М. и др. Эмпиризм и рационализм креативного образования: коллективная монография / под. ред. В.Б. Самсонова, И.И. Колисник. – Саратов: изд. центр «Наука», 2006. – 217 с. – С. 102-125.
Основные учебно-методические публикации:
- Летопись смены: Педагогический дневник вожатого: учебно-методическое пособие по летней вожатской практике для студентов. / Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Козлова О.А., Саяпина Н.Н. – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 41 с. ISBN 978-5-00189-080-5
- Александрова, Е.А., Бурмистрова М.Н. Организация профессиональных проб для учеников педагогических классов: учебно-методическое пособие / Е.А. Александрова, М.Н. Бурмистрова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 48 с. ISBN 978-5-9980-05-37-4.
- Александрова Е.А. Воспитательный процесс в высшей школе: учебное пособие для иностранных студентов (учебное пособие). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. 50 с. ISBN 978-5-94841-440-9. Тираж 100 экз.
- Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н. Организация образовательного процесса в вузе с использованием электронных и цифровых ресурсов. Методические рекомендации – Москва: Издательство «Перо», 2020. – 60 с. ISBN 978-5-00171-709-6 Тираж 300 экз.
- Александрова Е.А., Кожакина С.О. Социально успешный подросток: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 68 c.
- Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Зиновьева М.П., Фирсова Т.Г. Дневник профессионального роста: материалы профессионального саморазвития студента. Учебно-методическое пособие. Москва: Перо, 2019. – 84 с.
- Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н. Организационно-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование» Саратов: изд-во СГУ, 2019. – 68 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=42399973
- Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н. Методические рекомендации по проведению учебной практики. Психолого-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, квалификация (степень) – бакалавр / Е. А. Александрова, М. Н. Бурмистрова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. – 68 с.: ил. ISBN 978-5-292-04455-0
- Александрова Е.А. Как подружиться с собственным ребенком. М.: Чистые пруды, 2008. - 32с.
- Александрова Е.А., Губанова Е.В. Методика сочетания продуктивного и задачного подходов к обучению школьников. М.: Экшэн, 2005. 80 с. (авторских 40 с.).
- грант РГНФ 2013-2015 гг. "Социокультурные условия развития образовательных систем" номер проекта 13-06-00704
- грант РФФИ 2009-2011 гг. "Фундаментальные проблемы формирования картины мира ребенка: системно-факторный анализ" номер проекта 09-06-00305
- грант РГНФ 2007-2008 гг."Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного вуза" номер проекта 07-06-000732а