Skip to main content Skip to search

 

      Специальность 030600 – «Технология и предпринимательство» была открыта в Педагогическом институте Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского в 2001 г. на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии, деканом которого являлся доцент Н.А. Удовиченко. Благодаря его инициативе научному и организаторскому таланту впервые в городе Саратове было открыто направление по специальности технология и предпринимательство.

      По решению Ученого Совета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского 01.02.2004 года была организована выпускающая кафедра технологического образования и менеджмента по специальности «Технология и предпринимательство». У истоков становления стояли декан факультета коррекционной педагогики и специальной психологии кандидат медицинских наук, доцент Удовиченко Н.А., доценты Саяпин В.Н., Рыжов В.Н., Зайцев В.А., ассистенты Пичугина Г.Е., Осипова М.Н., Волкова Г.А.

   В 2010 году произошла реорганизация кафедры. В процессе объединения двух кафедр факультета коррекционной педагогики и специальной психологии образовалась кафедра технологического образования.

    С 2004 года по 2022 заведующим кафедрой технологического образования являлся кандидат педагогических наук, профессор Саяпин Василий Николаевич.

  С 2022 года по настоящее время заведующим кафедрой технологического образования является кандидат педагогических наук, доцент Саяпин Николай Васильевич

    В настоящее время на кафедре «Технологического образования» работает сплоченный, молодой, талантливый коллектив, обладающий богатым научно-исследовательским, образовательно-методическим и творческим потенциалом. Многие преподаватели имеют степень кандидата наук, являются доцентами, высококвалифицированными специалистами – авторами научных публикаций в центральных и региональных изданиях, а также авторами учебных пособий и учебно-методических разработок по дисциплинам кафедры. Спектр дисциплин кафедры многообразен от предметов специальной подготовки до теории и методики обучения технологии и предпринимательству.

     Преподавателями кафедры активно разрабатываются как в теоретическом, так и в практическом плане учебные и учебно-методические пособия (см. список публикаций членов кафедры), предназначенные для  учителей и учеников средних школ, а также для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений.

     В 2011 году преподавателями кафедры технологического образования осуществлена подготовка методической базы для внедрения уровневой системы высшего профессионального образования и перехода на ФГОС.

      Сегодня кафедра реализует обучающую программу бакалавриата по профилю "Технология" и магистратуры по профилям "Технологическое образование в системе профессиональной подготовки" и "Безопасность жизнедеятельности в социальных системах» .

Успешно освоивший программу выпускник-бакалавр готов к:

  • - проведению педагогической диагностики учащихся для определения маршрута их воспитания и обучения;
  • - разработке и реализации базовых и элективных курсов по технологии (швейное дело, кулинария, токарное, столярное, слесарное дело и т.д.);
  • - проведению практических занятий со школьниками в области декоративно-прикладного творчества;
  • - ведению классной документации (классный журнал, папка классного руководителя, личные дела учащихся, характеристики школьников, протоколы родительских собраний, дневники);
  • - использованию в процессе обучения ручных инструментов, станков и технологического оборудования (токарные станки, швейные машины и т.д.);
  • - разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • - участию в работе педсовета образовательного учреждения, совещаниях при директоре, методических собраниях и т.д.

Успешно освоивший программу выпускник-магистр готов к:

  • - решению образовательных и исследовательских задач, ориентированных на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании;
  • - анализу тенденций современной науки, способен определять перспективные направления научных исследований;
  • - использованию экспериментальных и теоретических методов исследования в профессиональной деятельности;
  • - адаптации современных достижений науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;
  • - внедрению инновационных приемов в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;
  • - внедрению современных информационных технологий в образовательную деятельность;
  • - оказанию научно-методической помощи участникам учебно-воспитательного процесса в образовательных, научно-исследовательских учреждениях, в сферах культуры и быта;
  • - разработке перспективных линий профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании.

Выпускники программ подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: 

  • - педагогической деятельности;
  • - научно-исследовательской деятельности;
  • - методической деятельности;
  • - управленческой деятельности;
  • - проектной деятельности;
  • - культурно-просветительской деятельности.

Выпускникам предоставляется возможность обучаться в аспирантуре по направлениям «Социология», «Педагогика».

    В процессе обучения студентов, наряду с традиционными лекционно-практическими формами используются новые интерактивные методы обучения – педагогические (обучающие); информационно-развивающие; деятельностные; развивающие; личностно-ориентированные; модульные; контекстные; технология концентрированного обучения; задачная (поисково-исследовательская) технология; технология критериально-ориентированного обучения (полного усвоения); технология учебного проектирования (метод проектов); технология коллективной мыслительной деятельности; технология визуализации учебной информации; компьютерные технологии обучения. Совместно со студентами преподавателями кафедры планируются и осуществляются экскурсионно-познавательные занятия, в частности в образовательные учреждения различного типа (средние школы, лицеи, гимназии, ПУ, колледжи), а также на производственные предприятия.

  Студенты активно занимаются научно-исследовательской работой. Ежегодно участвуют, становятся победителями в вузовских конференциях и конкурсах, представляют свои проекты на специальных выставках и семинарах.

Связь с учреждениями образования

Кафедра технологического образования плодотворно сотрудничает с Министерством образования Саратовской области, с региональными профильными образовательными учреждениями, такими как МОУ СОШ №11 и МОУ СОШ №67, ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж", Профессионально-педагогическим колледжем Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А. и ГАПОУ СО "Энгельский колледж профессиональных технологий".

Учебно-методическая и научно-исследовательская деятельность кафедры

Преподаватели кафедры уделяют серьезное внимание учебно-методической  и научно-исследовательской работе. Они регулярно публикуют свои научные исследования в журналах  ВАК, РИНЦ. Участвуют во всероссийских и международных научно-практических конференциях. Сотрудники кафедры ежегодно обновляют учебно-методические пособия по преподаваемым дисциплинам и публикуют монографии. 

  Приоритетным направлением научной деятельности кафедры является профессионально-личностное становление учителя технологии и безопасности жизнедеятельности. В рамках данного направления исследуются феномен профессиональной компетенции педагогов, психологическая адаптация студентов  к процессу обучения в ВУЗе, здоровьесберегающие технологии, а так же инновационные процессы в технологическом образовании.