В связи с празднованием Дня психолога 22 ноября в 14 часов в 110 аудитории 12 корпуса СГУ состоялся круглый стол, посвященный 145-летию Семена Людвиговича Франка (28.01.1877–10.12.1950), основоположника саратовской университетской психологической школы. Организаторами мероприятия для студентов и магистрантов стали сотрудники кафедры психологии личности СГУ.
Открывая работу круглого стола, с приветственным словом выступила декан факультета психологии СГУ, профессор Л.Н. Аксеновская Она сказала, что этой осенью нашей университетской психологии исполнилось 104 года: в 1918 г. декан историко-филологического факультета Саратовского университета (СУ), профессор, заведующий кафедрой философии С.Л. Франк начал преподавать на открывшемся в 1917 г. гуманитарном факультете СУ психологию, тем самым став родоначальником психологической школы, представителями которой являются как участники круглого стола, так и все психологи, выпускники СГУ. Бережно относясь к истории университетского образования, факультет психологии старается сохранять академические традиции и развивать научное и культурное наследие, доставшееся нам от выдающихся предшественников, служивших науке и психологическому образованию в течение прошедшего столетия.
Нынешний 2022 г. – год исторической памяти о С.Л. Франке: ему исполнилось 145 лет. В этой связи важно подчеркнуть вклад великого ученого в развитие мировой, российской, а также региональной саратовской психологии. Философско-психологические идеи и личность Франка сегодня мы рассматриваем в контексте провозглашенного 09.11.2022 нашим президентом В.В. Путиным Указа по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, актуальных и для развития современной психологии и ее отраслей. Так, к примеру, в настоящее время на факультете психологии СГУ проводятся исследования в русле духовно-ориентированного направления организационной психологии.
В выступлении доцента кафедры психологии личности СГУ А.Л. Южаниновой прозвучала мысль о том, что для сохранения исторической памяти и преемственности поколений как духовно-нравственных российских ценностей, названных президентом, необходимо возрождение и формирование историко-психологического сознания будущих психологов: обращаясь назад, мы связываем настоящее и будущее психологии с ее прошлым, осознаем себя наследниками и продолжателями духовного, культурного и научного творчества ряда поколений наших предшественников в целях восстановления во многом прерванной научной преемственности традиций дореволюционного и советского периодов в отечественной психологии.
С.Л. Франк оставил саратовским психологам образцы для подражания как в личностном, так и научном плане. Сформировавшаяся в двадцатилетнем возрасте страстная жажда чистого, бескорыстного теоретического познания и научного творчества вела Франка по пути мысли всю оставшуюся жизнь. На его философском и житейском знамени был написан, по словам В.Н. Ильина, девиз: «Величие и возвышенность». Начав с января 1906 г. и продолжив до 1917 г. свою лекторскую и профессорскую деятельность в петербургских учебных заведениях курсом социальной психологии, он, главным образом, все же преподавал философию. В Саратове Франк прожил 4 года (1917–1921), обучая студентов философским дисциплинам, а с 1918 г. начал преподавание в СУ и психологии (философской, идеалистической), преимущественно по своей книге «Душа человека» (1917). Научно-педагогической основой, на которую опирался Франк, начав приобщение студентов СУ к философской психологии, были: его глубокие знания отечественной и зарубежной философской психологии; разработанная им психолого-философская авторская концепция; опыт его научного сотрудничества с коллегами по кафедре философии Петербургского университета, преподававшими там как философскую психологию (А.И. Введенский, И.И. Лапшин, Н.О. Лосский), так и психофизиологию (А.А. Крогиус), а также патопсихологию (С.А. Суханов); его опыт преподавания как в Петербургском университете(1912–1917), так и других столичных вузах (Петербургский психоневрологический институт В.М. Бехтерева, Высшие курсы П.Ф. Лесгафта).
Для более многогранного психологического образования студентов Франк пригласил в 1919 г. на свою саратовскую кафедру коллегу по Петроградскому университету, ученого с европейским именем, профессора А.А. Крогиуса (1871–1933), экспериментального психолога, создателя российской тифлопсихологии, ученика В. Вундта.
Наследие саратовских психологов, полученное от С.Л. Франка как ученого, состоит в следующем:
- пример беззаветного служения делу жизни – научному творчеству, повышающему уровень культуры учеников, наполненному идеалом подлинности и осмысленности жизни, строгости науки в соединении с вдохновенным исканием жизненной правды;
- признание основополагающей роли теории и методологии, философских основ для формирования психологии как науки при реализации принципов историзма, развития, а также важности прилежного изучения трудов классиков;
- использование опыта и сохранившихся традиций американской, европейской и российской психологии для формирования единой мировой психологической науки.
В организационном отношении заслугами Франка перед саратовскими психологами являются:
- зарождение саратовской университетской психологической школы (1918);
- формирование группы психологов для специальной профессиональной подготовки (1919–1922; первый опыт в СУ);
- создание кафедры философии и психологии СУ (1919; первая институционализация саратовской психологии).
В докладе доцента кафедры психологии личности СГУ Т.Д. Калистратовой были изложены сведения о личной и семейной жизни Франка, приверженца христианской заповеди служения ближним и дорожащего семейными ценностями. «Дорогой и единственный друг моей жизни» – так назвал Франк жену Татьяну Сергеевну в День их серебряной свадьбы, а брак с нею – «наш союз на всю жизнь». Четверо детей, преданная и любящая жена помогали выдерживать Семену Людвиговичу все превратности судьбы – и изгнание из России, и неустроенную жизнь на чужбине в постоянных поисках пропитания. Однако именно пережитые страдания позволили сформироваться Франку как религиозному философу и духовно-ориентированному психологу.
Круглый стол прошел в атмосфере благодарной признательности С.Л. Франку, родоначальнику саратовской университетской психологической школы.