Skip to main content Skip to search

Павлова
Наталья
Владимировна

Associate Professor
Education: 
СГПИ им. К.А. Федина, филологический факультет, 1986 г., Учитель русского языка и литературы
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Thesis and academic degrees: 
PhD in Education , Формирование функционально-семантической стороны качественной лексики младших школьников с нарушением интеллекта, 2002 г.
Research Interests: 
Проблемы развития речевого деятельности у школьников в норме и с различными отклонениями в развитии; формирование лингводидактической компетентности у студентов-дефектологов (олигофренопедагогов и логопедов)
Общий стаж: 
39 лет
Стаж по специальности: 
37 лет
Work experience: 
Associate Professor , кафедра русского языка, литературы и спец.методик, 1989 to 2011
Associate Professor , кафедра коррекционной педагогики, с 2011 по н.в.
Other Administrative Positions: 
В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности – 13.00.03 «Коррекционная педагогика (олигофренопедагогика)» в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова).
Поддерживает научные и творческие связи со специальными (коррекционными) школами, с кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ, читает лекции в СОИРО.
Работа в качестве эксперта в ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»: методическая экспертиза учебников «Русский язык. 2 класс (VIII вид)». Автор: Воронкова В.В. и «Чтение. 4 класс (VIII вид)». Авторы: Воронкова В.В., Будаева З.Д. – июнь 2007 г. Руководит студенческой научно-исследовательской группой «Изучение речи школьников в норме и патологии и пути её развития». Является организатором конференции "Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями", автором ряда методических пособий для студентов и учителей, соавтором «Краткого этимолого-орфографического словаря» (Саратов: «Лицей», 2002), соавтором учебника по русскому языку для 2 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы (М.: «Просвещение», 2009-2017, 8 изданий). Имеет публикации в центральных изданиях.
 
Honors and Awards: 
Памятный знак «За личный вклад в развитие дефектологии» (Минобрнауки РФ, 2017), 2017 г.
Диплом Лауреата, 2 место в номинации «Педагогические науки», VI Международный конкурс учебно-методической, учебной и научной литературы, изданной в 2016/2017 гг. «ЗОЛОТОЙ КОРИФЕЙ» (23 июля-23 ноября 2017 года) , 2017 г.
Диплом победителя, 1 место - IV Международный семинар-конкурс "Трансляция актуального научного и педагогического опыта в СМИ" на приз научно-методического журнала "Наука и образование: новое время" Чебоксары, НОУ ДПО «Экспертно-методический центр»., 2017 г.
Диплом победителя, 1 место - Международный конкурс профессионального мастерства «Педагог: профессионал-творец-учёный» (Чебоксары, НОУ ДПО «Экспертно-методический центр» и Научно-издательский центр «Articulus-инфо», 16 декабря 2016 г.). , 2016 г.
Грамота победителя V муниципального конкурса инновационных продуктов «Новая школа» (Управление образования Советского района Саратовской области, 15 января 2016 года)., 2016 г.
Почётная грамота СГУ им. Н.Г. Чернышевского за многолетний и добросовестный труд и в связи с 55-летием со дня рождения (2016), 2016 г.
Благодарственное письмо ООО «Центр развития человека» за трансляцию опыта работы на сайте профессионального сообщества «Преемственность образования» за проведение вебинара «Система работы по развитию связной речи обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» (12 мая 2016). , 2016 г.
Диплом победителя, 1 место – Конкурс «Лучший куратор СГУ им. Н.Г. Чернышевского - 2014», 2014 г.
Диплом победителя, 1 место – Конкурс «Лучший куратор СГУ им. Н.Г. Чернышевского - 2011», 2011 г.
Biography: 

Павлова Наталья Владимировна, 1961 года рождения, в 1986 году окончила филологический факультет Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина по специальности – «Русский язык и литература», в 1986-1988 гг.  работала учителем русского языка и литературы в средней школе № 26 г. Саратова, с 1989 г. переведена на должность ассистента кафедры русского языка национального отделения (которая была преобразована в кафедру русского языка, литературы и спец. методик) СГПИ им. К.А. Федина, в 2011 г. в должности доцента переведена на кафедру коррекционной педагогики СГУ им. Н.Г. Чернышевского, где и работает по настоящее время. Прошла обучение на курсах повышения квалификации «Современные проблемы специальной методики преподавания русского языка» в МГГУ им. М.А. Шолохова (Москва, 2006), прошла стажировку по программе «Актуальные проблемы методики обучения русскому языку детей с нарушением зрения» в РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, 2012); на Международном научно-практическом конгрессе «ВЫЗОВ Инклюзия?» (МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013 г.), на курсах повышения квалификации по программе «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог)» в МГГУ им. М.А. Шолохова (Москва, 2015), курсы повышения квалификации по программе «Инклюзивное профессиональное образование» (Саратов, ИДПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2016 г.); Обучающий семинар «Использование электронной информационно-образовательной среды СГУ в образовательном процессе», СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2016 г.

Преподаваемые дисциплины: 
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
Современные технологии обучения дисциплинам гуманитарного цикла в С (К) ОШ I-VIII вида
Арт-терапия в теории и практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Научно-исследовательский семинар
Main Publications: 

Краткий этимолого-орфографический словарь / Изд-е 3-е, перераб. и доп. Составители: Т.А. Бочкарева, Н.В. Павлова, З.С. Патралова. СПб.: Астерион, 2020. 138 с. ISBN 978-5-00045-855-6

Павлова Н.В. РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки. Сборник научных трудов. Отв. редактор Л.М. Кобрина. Санкт-Петербург, 2020. С. 245-251. https://elibrary.ru/item.asp?id=42983328

Селиванова Ю.В., Павлова Н.В., Горина Е.Н. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ КАК РЕСУРС ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 2. С. 219-225. https://elibrary.ru/item.asp?id=43170405

Павлова Н.В. РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ФАКТОР В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Специальное образование и социокультурная интеграция. 2020. № 3. С. 209-221. https://elibrary.ru/item.asp?id=44875056

Белоконь В.А., Павлова Н.В. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ // Специальное образование и социокультурная интеграция. 2020. № 3. С. 534-544. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44875098

Павлова Н.В., Лапшина О.В., Хмелькова О.В. СИТУАТИВНО-ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГУ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Научный редактор В.П. Крючков. Редакторы-составители О.В. Кощеева, Т.А. Бочкарева. 2019. С. 308-316. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41720004

Павлова Н.В., Щетинина Е.Б. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ // ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. Сборник научных статей по материалам Международного Форума. Саратов, 2019. С. 412-419. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47375132

Павлова Н.В. ВОЗМОЖНОСТИ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // СОВРЕМЕННАЯ ОНТОЛИНГВИСТИКА: ПРОБЛЕМЫ, МЕТОДЫ, ОТКРЫТИЯ. материалы ежегодной международной научной конференции. Иваново, 2019. С. 413-419. ttps://www.elibrary.ru/item.asp?id=44778333

Selivanova Yu.V., Pavlova N.V., Gorina E.N., Myasnikova L.V. FROM AN UNDERGRADUATE SPECIAL EDUCATION STUDENT TO AN EXPERT RESEARCHER // ARPHA Proceedings. 2019. С. 589-601. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42715728

Павлова Н.В., Лапшина О.В. РЕЧЕВАЯ И ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы X Международной научно-практической конференции в рамках Объединенной научно-практической конференции. Под редакцией О.А. Денисовой. 2018. С. 103-107. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37234981

Котенко А.Н., Павлова Н.В. ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ТЕАТРА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивановой, М.Д. Коноваловой. 2018. С. 129-137. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38551163

Павлова Н.В., Губанова Е.А., Горина Е.Н. МУЛЬТТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ, РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ //  Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. 2018. С. 274-277. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35322192

Павлова Н.В., Мясникова Л.В., Пак И.Ю. ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВИ ШКОЛЬНИКОВ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Гуманизация образовательного пространства. сборник научных статей по материалам международного форума. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. 2018. С. 313-319. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37230882

Павлова Н.В. РАЗВИТИЕ РЕЧЕТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА МАТЕРИАЛЕ ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2018. С. 360-362. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35678790

Павлова Н.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивановой, М.Д. Коноваловой. 2018. С. 53-64. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38551150

Патралова З.С., Павлова Н.В. ОДУШЕВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ КАК МОТИВАЦИЯ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ-ОПИСАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // В сборнике: Актуальные проблемы логопедии. Сборник научных и научно-методических трудов. Научный редактор В.П. Крючков. Саратов, 2018. С. 196-203. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36563650

Павлова Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВАРИАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Международный журнал экономики и образования. 2018. Т. 4. № 3. С. 81-99. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36965529

Павлова Н.В. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (СПЕЦИАЛЬНАЯ).
Том Часть 1 Обучение грамоте, чтению и развитие речи школьников с ограниченными возможностями здоровья (Издание 2-е, исправленное и дополненное) Саратов, 2017. https://elibrary.ru/item.asp?id=41884855