Skip to main content Skip to search

«Литературе не место на задворках школьного образования»

24 October, 2013 - 12:30

«Литературе не место на задворках школьного образования»

На сайте доверенных лиц Президента Российской Федерации опубликован текст, подготовленный научным руководителем ИФиЖ, профессором В.В. Прозоровым, с которым он в начале нынешнего года знакомил уже членов учёного совета Института филологии и журналистики СГУ. Теперь это обращение стало достоянием широкой общественности России.

В.В. Прозоров

Литературе не место на задворках школьного образования

Мы хорошо знаем, что помимо нефти, газа, иных сырьевых ресурсов главная конвертируемая, признаваемая во всем мире наша ценность – русская литературная классика. И все, кому сегодня за 30, худо-бедно овладели основами литературной культуры в средней школе. Часто и охотно брюзжим: прежде, мол, плохо учили. Но и отлично учили – тоже! Дело, как всегда, в личности педагога…

Да, читать перестают повсеместно! Да, причин много: Интернет, клиповое мышление, видео- и аудиопродукты теснят книгу… Всё так! Но гильотина – дурной способ избавления от головной боли. Между тем процесс дискриминации литературной классики идет: количество часов, отведенных на литературу в школе, доведено до предельного минимума. И – самое главное – сделано всё, чтобы отнести литературу на задворки школьного образования. Говорим-вещаем о патриотизме, а русская литература, проникнутая глубоким искренним пафосом любви к отечеству, безразлично и недальновидно сдается в архив… Отменены письменные (сочинение) и устные связанные с литературой квалификационные испытания. Вместо этого для школьников, сохраняющих преданность отечественной литературе, введен ЕГЭ. А ЕГЭ по литературе (этого не хотят слышать в Минобрнауки!) изо всех сил помогает формировать внесистемные знания-объедки.

Мои предложения: вернуться, одновременно существенно обновляя содержание гуманитарного образования, к русской литературе как к основному (вместе с русским языком и историей) формирующему личность предмету в средней школе; восстановить самостоятельные аттестационные письменные творческие работы-сочинения с последующим непременным собеседованием по мотивам собственных сочинений учащихся. Это будет проверкой приводящих в порядок ум и душу человеческую умений самостоятельно мыслить и размышлять вслух по поводу важнейших социально-нравственных исканий и проблем нашей жизни.

Печально обстоят дела и в высшей школе. Из года в год безостановочно и бессистемно сокращаются бюджетные места на филологических факультетах ведущих университетов страны, в том числе отечественной филологии и педагогического образования будущих учителей-словесников. В итоге при сохранении подобной недальновидной минобрполитики очень скоро станет невозможной естественная смена поколений учителей-словесников в средней школе, особенно в российской провинции, где случилось уже объединение или слияние пединститутов с университетами.