Профессора ИФиЖ О.И. Дмитриева и О.Ю. Крючкова прочитали лекции в рамках дистанционного межвузовского годового лекционного курса «Системные, дискурсивные и когнитивные аспекты словообразовательной и морфологической деривации в русском языке».
Курс лекций организован в рамках сотрудничества между МГУ и Донецким национальным университетом и проводится с середины сентября 2022 года еженедельно. Лекции предназначены прежде всего для студентов филологического факультета ДонНУ и студентов филологического факультета МГУ. В качестве слушателя к нему подключилась и аспирант СГУ Дарья Орлова. Организатор и основной лектор курса – профессор Московского государственного университета Е.В. Петрухина, лектор и координатор проекта от Донецкого национального университета – профессор В.И. Теркулов. В качестве приглашенных лекторов в проведении занятий участвуют профессора Саратовского, Нижегородского, Тамбовского университетов.
Лекции саратовских дериватологов были посвящены динамическим аспектам русского словообразования. 1 ноября состоялась лекция О.Ю. Крючковой «Словообразовательная специфика русского языка как результат разноуровневых исторических процессов», в которой были освещены значимые для истории русского языка тенденции и факторы словообразовательной динамики, определившие целый ряд особенностей словообразовательной системы современного русского языка.
На лекции О.И. Дмитриевой «Возможности синхронно-диахронного анализа словообразовательных процессов и семантико-словообразовательных подсистем русского языка», которая состоялась 8 ноября, были обозначены направления и формы синхронно-диахронного анализа словообразовательных процессов на материале подсистемы русских приставочных глаголов и словообразовательных гнезд глаголов движения. В ходе лекции было показано, что синхронно-диахронное исследование словообразовательных подсистем, словообразовательных процессов и макроединиц словообразовательной системы дает возможность охватить весь письменный период истории русского языка, выявить основные закономерности формирования словообразовательной системы в целом и динамики словообразовательных связей.
Направление исследования деривационных процессов, представленное саратовскими языковедами, вызвало большой интерес аудитории. Оно было оценено коллегами-учеными как сложившаяся школа в области изучения русского словообразования. В ходе лекций участники дистанционного курса познакомились с основными монографиями и научными сборниками, которые публиковались как результат многолетней работы международного научного семинара «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка», работающего на базе СГУ.
По материалам кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики