Skip to main content Skip to search

В СГУ начала работу конференция «Инновации в развитии одарённости: от книги до IT-решений»

16 October, 2019 - 17:30

В СГУ начала работу конференция «Инновации в развитии одарённости: от книги до IT-решений»

В среду, 16 октября, в Саратовском университете состоялось открытие международной научно-практической конференции «Инновации в развитии одарённости: от книги до IT-решений». Форум приурочен к 110-летию Саратовского университета. Участниками стали научные сотрудники, руководители и специалисты органов управления образования, представители вузов,  школ, лицеев, гимназий; сотрудники центров дополнительного образования, руководители и сотрудники государственных и негосударственных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы Саратова и области, студенты.

Организаторы мероприятия: Саратовский университет, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Московский городской педагогический университет, Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, Ереванский государственный университет.

Гостей и участников форума приветствовала заведующая кафедрой педагогики Е.И. Балакирева. «Проблема одарённости привлекает внимание и необычайный  интерес многих учёных и практиков всего мира. Это связано с потребностью современного общества в современных, успешных, умеющих отвечать сегодняшним вызовам времени молодых людях», – отметила Екатерина Игоревна в своём вступительном слове.

От лица руководства вуза к присутствующим в зале обратилась руководитель приоритетных проектов и программ, профессор Е.Г. Елина: «Нам исключительно радостно приветствовать вас у нас в гостях. Наверное, за последние годы это первый раз, когда к нам приехали наши друзья и коллеги из Армении, Белоруссии, Казахстана, Украины». Елена Генриховна обратила внимание участников на то, что конференция проходит в юбилейный для вуза год и вкратце остановилась на его истории: «Я очень надеюсь, что гости конференции пройдутся по университетскому городку и увидят наши корпуса, подобия которым больше нигде не встретить. История вуза была очень интересной. В годы войны в Саратове находился в эвакуации Ленинградский университет, который работал совместно с нашим как единый организм. У нас был единый ректор и единая система управления».

Рассказывая о достижениях учёных Саратовского университета, Е.Г. Елина подчеркнула, что без их труда не было бы саратовской электроники, открытие мощнейшего газового месторождения, которое обеспечивает не только Саратовскую область, но и Восток и Запад Европы.

«Сегодня СГУ входит в 1-ю десятку российских вузов, он обладает статусом национального исследовательского университета. Благодаря тем возможностям, которые даёт этот статус, мы смогли приобрести уникальное научное оборудование, которое получили не только наши естественники, но и гуманитарии. Уверена, что наши гости побывают в Центре поддержки одарённых детей и посмотрят, чем мы располагаем, – добавила профессор. – Тема одарённости – одна из приоритетных для университета. Мы с интересом следим за дискуссиями по поводу одарённых детей, и для себя приняли такую концепцию, что не одарённых детей не существует. И задача учёных, педагогов и воспитателей в том, чтобы найти эти ниточки и зерно одарённости, которое обязательно есть в каждом человеке».

От лица регионального министерства с началом форума участников поздравила заместитель министра образования Саратовской области Г.В. Калягина: «Благодаря таким конференциям коллеги встречаются не только на пленарных заседаниях, круглых столах, но и в кулуарах. И здесь как раз-таки происходит самое живое и продуктивное общение. Хочется присоединиться к словам, что каждый ребёнок в чём-то одарён, и для нас важно поддержать, направить и развить его уникальность».

Со словами приветствия выступила заместитель председателя комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» Л.Ю. Живцова: «Мы счастливые люди, потому что живём и работаем в студенческом городе. У нас большое количество вузов, и каждый по-своему уникален и в развитии детей нам даёт какие-то новые направления. Мы уже достигли определённых результатов: три наших учебных заведения вошли в список опорных школ РАН, результаты нашей работы – это результаты всероссийских олимпиад. И наша основная задача – научиться выявлять те крупицы таланты, которые заложены в каждом ребёнке».

Доклад на тему «Одарённость как социокультурный феномен» представила заведующая кафедрой психологии личности СГУ Е.В. Рягузова.

«Существует потребность общества в творческих личностях, способных генерировать инновационные идеи, создающих новую архитектуру жизни, готовых сыграть активную роль в развитии государства, его благополучия и процветания, обеспечения инновационного пути развития, – отметила Елена Владимировна. – Для дальнейшего развития цивилизации нам просто необходимы новые идеи, оригинальные способы решения задач разного уровня. И решать эти задачи может, безусловно, только одарённый человек, который обладает дивергентным мышлением, склонный к поиску, импровизации, свободному выражению мыслей».  По словам докладчицы, основными индикаторами одарённости являются обучаемость, интеллект, креативность.

Елена Владимировна говорила о тесной взаимосвязи культурной составляющей и одарённости в числе важных факторов формирования личности.

Учёный секретарь учёного совета МГПУ Р.В. Комаров презентовал работу: «Детская одарённость и профориентация: кризис и пути его преодоления». В своём выступлении он отметил ключевые качества  молодых специалистов, диктуемые временем: грамотность, креативное мышление, возможность решения комплексных проблем и другие. Спикер представил свой взгляд на явление «одарённости», обозначив его как возможность одаривать других.

Директор КГУ «Валеологическая специализированная школа-комплекс для одарённых детей» (Усть-Каменогорск, Республика Казахстан) Н.В. Ахаева представила работу «Исследование в действии педагогов и развитие одарённости детей в условиях обновлённого содержания образования». В числе основополагающих характеристик «одарённости» докладчик внесла такие понятия как креативность, собственное мнение и позиция, возможность ориентации в любой сложной ситуации.

Профессор кафедры педагогики Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова (Уральск, Казахстан) Л.В. Обыденкина говорила об опыте Казахстана в разработке систем педагогической поддержки развития интеллектуальной одарённости.

Заведующая кафедрой педагогики Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина (Республика Беларусь) Т.А. Ковальчук познакомила зал с наработками по созданию развивающей образовательной среды для одарённых обучающихся в условиях социального партнёрства школы и вуза на опыте Республики Беларусь.

Заведующий кафедрой общей психологии Ереванского государственного университета, профессор Г.М. Аванесян озвучил тему образовательных технологий формирования профессиональных навыков психолога.

В рамках заседания был представлен ролик, ярко иллюстрирующий работу с одарёнными детьми на базе Саратовского университета, на примере школы «Созвездие», Центра поддержки одарённых детей, научно-методических семинаров по данной тематике.

В первый день конференция продолжила свою работу в рамках секционных заседаний. Форум продлится до 18 октября.