С 27 апреля по 1 мая в Москве в рамках Года Германии в России проходила III Международная научно-практическая конференция «Немцы России: язык этнического меньшинства на современном этапе. Перспективы. Приоритеты. Потенциал». Конференция была организована Международным союзом немецкой культуры (МСНК) в сотрудничестве с Институтом этнокультурного образования – BiZ при поддержке Министерства внутренних дел Германии. С приветственным словом выступили представители национальных меньшинств в Европе, уполномоченный Федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств Др. Кристоф Бергнер, многие известные ученые и деятели национально-культурных автономий российских немцев.
Второй день конференции был посвящен обсуждению актуальных вопросов конференции по тематическим секциям: «Немецкий язык в системе этнокультурного образования», «Роль российских немцев в популяризации немецкого языка в России», «Обучение и повышение квалификации нового поколения преподавателей для немецкого меньшинства», «Многоязычие как основа межкультурной коммуникации».
В работе секции «Обучение и повышение квалификации нового поколения преподавателей для немецкого меньшинства» с докладом о «Модели билингвального и поликультурного образования и воспитания» выступил заведующий кафедрой немецкого языка и методики его преподавания А.Я. Минор. В докладе отмечалось, что языковая компетенция российских немцев в настоящий момент определяется тремя уровнями. Небольшая часть немцев владеют немецким языком на уровне родного языка в форме диалектов или полудиалектов (в основном это старшее поколение, родившееся на Волге и имевшее возможность посещать до 1941 года школу с преподаванием предметов на немецком языке). Для основной массы российских немцев среднего поколения немецкий язык является вторым родным языком наряду с русским. Молодое поколение российских немцев родной язык практически не знает и изучает немецкий язык как иностранный. Следовательно, и методика обучения немецкому языку и немецкой культуре должна применяться в соответствии с данными реалиями. Данному вызову времени полностью соответствует «Концепция билингвального обучения (Саратовская модель)», которую разработали на кафедре немецкого языка и методики его преподавания факультета иностранных языков и лингводидактики совместно с германскими партнерами из Университета Дуисбург – Эссен А.Я. Минор и Т.Н. Ступина.
Кроме Концепции слушателям бала предложена презентация учебно-методического комплекса по природоведению на двуязычной основе, содержащий также такой важный компонент современного образования как сравнительное изучение культур, что, в свою очередь, способствует не только более стабильным знаниям немецкого языка, но и воспитанию толерантной личности. Следует особо подчеркнуть, что УМК «Природоведение для 3 класса школ с билингвальной методикой обучения» имеет гриф Министерства образования РФ и апробировался в 17 регионах России. Участники Конференции высоко оценили данный УМК и отметили, что подобные учебные комплексы следует разработать также по другим интегрированным курсам современной российской школы.
По материалам кафедры немецкого языка и методики его преподавания факультета ИЯиЛ